Глютамат натрия и обезьяны

         Мы, совершеннолетние и правоспособные граждане России, привыкли рассуждать о правах потребителя только со своей точки зрения, обладая при этом полным арсеналом для их защиты, но часто забываем, что дети – тоже участники экономического оборота. Как они смотрят на эту проблему? С какими проблемами они сталкиваются, мы чаще всего не знаем.
         Впервые понятие «общество потребления» ввел немецкий социальный психолог, философ Эрих Фромм. А президент США Джон Ф. Кеннеди уточнил: «Потребители – это все мы». Исчерпывающая формулировка, не правда ли? Каждый из нас действительно заказывает или приобретает товары для личных, семейных, домашних нужд. Потребление – это основной смысл существования современного человека. С этим утверждением можно спорить, но мало кто не согласится с другим тезисом: человеку свойственно хотеть больше, чем ему необходимо. Еще Ж.-Ж.Руссо сказал: «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных прихотей». И, возможно, человек чувствует себя счастливым только тогда, когда в состоянии приобрести хотя бы приятную мелочь.
         В России в связи с достаточно невысоким уровнем доходов, по сравнению с западными странами, возможность формирования социологии потребления была снижена, но все-таки под влиянием международных тенденций она возникла. Производители создавали новые товары и услуги, у людей появилось желание заработать всё больше и больше, а для этого им необходимо было трудиться, соответственно такое трудолюбие и способствовало социальному и экономическому прогрессу. В итоге главной жизненной ценностью как у мужчин, так и у женщин стала карьера. Но всегда ли благополучие человека зависит от трудолюбия? Или есть нечто, лежащее вне экономической системы?
         Жизнь в кредит знакома каждому из нас. В сфере потребительского кредитования до недавнего времени происходила настоящая революция, которую западные страны пережили много лет назад. Люди покупали в кредит абсолютно всё. И это стало настоящей экономической проблемой, поскольку кредиты надо возвращать.
         В отличие от «золотого миллиарда», мало кто из российских граждан может похвастаться умением грамотно распределять свои деньги и объективно оценивать приобретения. А ведь там этому учатся с детства.
         Например, вот состав приправы для блюд из картофеля: лук, чеснок, красный и чёрный перец, тмин, соль и усилитель вкуса Е621 «глютамат натрия». Вроде ничего особенного. Давно ко всему привыкли. Но стоило залезть в Сеть, чтобы выяснить, что автор этой заметки, оказывается, «наркоманка с многолетним стажем (!)». Ведь глютамат натрия – современным наркотик, который, будучи безвкусным, усиливает вкус любого продукта, к которому добавляется. «Чудесный порошок» вызывает как физическое, так и психическое привыкание. Именно он делает столь желанными сомнительного качества морепродукты, консервы, низкосортное мясо и при этом входит в состав почти всей пищи в ресторанах быстрого питания. Замечательно, когда еда приносит удовольствие, но от ежедневного потребления такого продукта нарушается работа сердца, печени и почек, появляется гипертония. Человеку, который часто употребляет E621, натуральная пища кажется безвкусной, поскольку рецепторы распознавания вкуса утрачивают чувствительность.
         Продавец обязан передать потребителю товар надлежащего качества – это значит, он должен соответствовать стандарту. Но глютамат натрия не запрещен, и пища, приготовленная с его использованием, не противоречит санитарным нормам, а, следовательно, стандартам. То есть продавец тут ни причем. Но для того, чтобы оценить последствия употребления легальной пищевой добавки, пришлось специально тратить время, лезть в Интернет. Более того, а если бы такой вопрос не возник, чем бы все это закончилось!?
         Нормы и знания, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), но отнюдь не в российской школе. Хотя навыки выживания в среде – основа любого образования на инстинктивном уровне, а уже за тем идут воспитание и культура. Может быть, чиновники, которые до сих пор думают, вводить в школе основы потребительских знаний или нет, слишком рано «слезли с дерева», и у них нет этой хорошей инстинктивности.
         Взрослым легче, они хотя бы могут подать в суд, а что делать нам?

Анастасия Чернова, 14 лет, школа № 184











Copyright © Конкурс юных репортеров, фотоконкурс, конкурс рассказов, статей Все права защищены.

Опубликовано на: 2010-05-27 (1221 Прочтено)

[ Вернуться назад ]